Методическая капилка

Главная » 2018 » Январь » 31 » Дидактические игры по ОБЖ для дошкольников
22:18
Дидактические игры по ОБЖ для дошкольников
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Солнышко»
муниципального образования город Губкинский

Дидактические игры по ОБЖ для дошкольников

Воспитатель:
Батталова Гульназ Вагизовна

г.Губкинский

Дидактические игры по ОБЖ
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Взрослый одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя учатся. Детям предлагаются задания в виде загадок, предложений и вопросов.
Основная функция дидактической игры представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.
Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям, если её правила ими усвоены.
Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре ( а это в большой мере относится к настольно – печатным играм), необходимо вместе с ними придумать более сложные правила.
Предлагаю Вам несколько дидактических игр, которые можно использовать на занятиях и в совместной деятельности.

Дидактическая игра "Опасно - не опасно".
Цель:
1. Учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью и здоровью окружающих, от неопасных;
2. Уметь предвидеть и предупредить результаты возможного развития ситуации;
3. Закреплять и соблюдать правила безопасного поведения в различных ситуациях;
4. Развивать охранительное самосознание.
5. Воспитывать чувство взаимопомощи;
Игровая задача:
Определить степень угрозы предлагаемой ситуации для жизни и здоровья.
Определить, какая из описанных ситуаций представляет угрозу для здоровья.
Поднять нужную карточку в зависимости от степени опасности.
Правильно разложить дидактические картинки.
Правила игры: дети не должны мешать друг другу слушать, и отвечать, при необходимости могут дополнять ответы товарищей, но не подглядывать, не подсказывать и не пользоваться подсказкой.
Демонстрационный материал: набор дидактических картинок с изображением опасных и неопасных для жизни и здоровья ситуаций, карточек разных цветов в зависимости от вариантов игры.
Ход игры:
1.Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, и белую, если ее нет.
2. Ребята внимательно рассматривают дидактические картинки, которые показывает воспитатель, затем поднимают красную карточку, если есть угроза для жизни и здоровья; желтую карточку - когда опасность может возникнуть при определенном поведении; синюю - если опасности нет. При этом в каждом случае объясняют свое решение.
3. Воспитатель предлагает детям самостоятельно поработать с дидактическими картинками; под красную карточку надо положить картинки с изображением опасных для жизни ситуаций, под белую - с изображением неопасных ситуаций.
Ребята объясняют выбор.

Дидактическая игра "Что такое хорошо и что такое плохо"
Цель: Учить детей отличать хорошее поведение от плохого; Обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастию, болезни.
Игровая задача:
Ребенку предлагается определить, "что хорошо, а что плохо", объяснить свое решение.
Правила игры:
выражать мимикой свое отношение детям следует только после вопроса "Ребята, это хорошо или плохо?"
Демонстрационный материал:
Отрывки их художественных произведений, жизненные факты о хорошем и плохом поведении человека, детей, группы.
Ход игры:
Дети мимикой и жестами выражают свое отношение к хорошему и плохому поведению (плохое поведение - делают сердитое лицо, грозят пальцем; хорошее - улыбаются,
одобрительно кивают головами). Отвечают на вопросы воспитателя.
Примерный тест.
Сегодня Алеша опять ел снег. Ребята, это хорошо или плохо?
Дети мимикой и жестами показывают, что это плохо.
Что может случиться с Алешей? Дети отвечают.

Дидактическая игра «Поможем светофорчику ожить»
Принцип изготовления игры прост. Из мягкой «пенки» вырезаются два макета светофора и полоска прямоугольной формы 8 см на 15 см. В полоске делаются три отверстия для крупной мозаики. В первом макете светофора вырезаются три отверстия по диаметру пробок. Для второго макета светофора понадобятся три круга в каждом по два отверстия и три разноцветных шнурка. В макете светофора делаются отверстия, которые должны совпадать с отверстиями на круге. Мозаика, пробки и круги, соответствуют цвету сигналам светофора.

Цель: учить детей дорожной терминологии «светофор», определять место положения светофора. Познакомить с важностью светофора, и о том, что означают его цветовые сигналы «красный, желтый, зеленый». Развивать мелкую моторику рук, координацию движений, в процессе игры развивать цветовое восприятие.
Игровое правило: кружки шнуровать, мозаику, пробки вставлять, после сигнала воспитателя. Выигрывает тот, кто быстрее и правильно соберет свои светофорчики.
Ход игры:
Игра проходит с группой детей. Воспитатель раздаёт макеты светофоров и уточняет, что это. Дети рассказывают всё, что они знают о светофоре, если нужно воспитатель дополняет рассказы детей. После чего предлагает поиграть в новую игру.
Вариант 1: По сигналу воспитателя дети шнуруют кружочки к макету светофора, называя какой кружок первый. Кто быстро и правильно выполнит задание, выигрывает флажок (светофорчик).
Вариант 2: Воспитатель раздает детям разные макеты (с отверстиями для мозаики и пробок). Дети по сигналу находят нужные предметы (огоньки) для своего светофора, ориентируясь на отверстия в макете. Кто скорее соберет тот и выигрывает. Победитель получает приз.
Игру можно проводить несколько раз, по желанию совмещать варианты, так как действия со шнурками, разноцветными пробками, мозаикой вызывают у дошкольников интерес.

«Загадки – отгадки» (для детей 4–5 лет)
Цель: Продолжать учить детей устанавливать причинно – следственные связи; проводить классификацию, вооружить детей системой элементарных знаний о современной технике; помочь запомнить некоторые виды транспорта, закрепить представления детей о назначении светофора.
Материал. Карточки «Опасные предметы» (спички, утюг, розетка, чайник, свеча, печь). «Наши помощники» (пылесос, утюг, чайник, швейная машина, миксер, телевизор). «Транспорт» (светофор, грузовик, пожарная машина, автобус, легковая машина, трамвай). Карточки с загадками к каждому предмету.
Правила игры:
В игре принимают участие 3 человека (по количеству карточек).
Получив карточку, ребенок говорит, какая у него тема: транспорт, наши помощники, опасные предметы.
Маленькими карточками ребенок закрывает клетки с картинкой – отгадкой.
Ход игры:
Воспитатель раздает карточки, просит внимательно посмотреть на предметы и рассказать о них. Читает загадку, если ребенок правильно разгадал, он забирает карточку себе и накрывает ей «отгадку». Выигрывает тот, кто первым закроет свои картинки.

«О правилах важных – пожароопасных» (для детей 4–5-6 лет)
Для игры понадобится 4 кубика, 2 плаката «Правила пожарной безопасности для дошкольников». Плакаты разрезаются на карточки, один вариант остаётся для образца, другой – наклеивается на грани кубика.
Цель: Учить детей составлять целое из частей, формировать мыслительные операции: анализ и синтез. Формировать навыки безопасного поведения в быту. Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
Правила игры: Игра проводиться под руководством воспитателя с детьми до 6 человек. Каждый собирает по одной картинке. Количество игроков может меняться до одного человека, тогда он собирает все картинки.
Усложнения: Если дети хорошо усвоили правила безопасности и проговаривают их, они могут играть самостоятельно.
Ход игры:
Ребенок выбирает карточку, которую будет собирать, воспитатель читает написанное на ней правило. Собрав по образцу, ребенок повторяет правило.

Дидактическая игра «СПАСИ ИГРУШКУ»
Цель: развивать умение узнавать знакомые предметы через очки; сти¬мулировать развитие зрительного восприятия; развивать умение со¬относить схематичное изображение с предметом.
Игровые правила: из набора кар¬тинок найти, запомнить и выбрать нужные.
Игровые действия: рассмотреть изображения знакомых предметов через «задымление» (занавеску), запомнить их, затем выбрать нуж¬ные из набора картинок.
Следующее задание: иногда спасателям приходится работать в специальном снаряжении — напри¬мер, в защитных очках. Наденьте специальные очки. Каждый по¬лучит карточку со схематическим изображением игрушки, по кото¬рому нужно найти и спасти игре¬ку, находящуюся в «задымлённом помещении.

Дидактическая игра «НАЙДИ ПРЕДМЕТ»
Цель: развивать умение узнавать по изображению знакомые пред¬меты; стимулировать развитие зри¬тельного восприятия, памяти.
Игровые действия: рассматри¬вать изображения знакомых пред¬метов через «зашумлённый» файл, узнавать и называть предметы.
Игровые правила: назвать узнан¬ный на картинке предмет, объяс¬нить, как узнал.
В. Представьте, что мы на пожар¬ной башне. С помощью бинокля постарайтесь узнать внизу предметы, находящиеся в дыму и огне.
Молодцы, ребята, и Карлсон мо¬лодец! Следующее тренировочное задание: я буду называть слова, а вы внимательно слушайте. Если вы услышите название предмета, кото¬рый может стать причиной пожара, скажите «ой».

Дидактическая игра «СПАСАТЕЛИ»
Цель: развивать умение соотно¬сить схематическое изображение с натуральным предметом; стимули¬ровать развитие зрительного вос¬приятия.
Игровые правила: найти пред¬мет по его схематическому изобра¬жению.
Игровые действия: рассмотреть схематическое изображение, оты¬скать в игровой зоне соответствую¬щую игрушку.

Дидактическая игра «ПОЖАРООПАСНЫЕ ПРЕДМЕТЫ»
Цель: стимулировать развитие скорости реакции и внимания.
Игровые действия: называть предметы по порядку, хлопать в ладоши.
Игровые правила: узнавать сло¬ва, обозначающие пожароопасные предметы.
Набор слов для игры: утюг, жур¬нал, телевизор, ручка, тостер, жвач¬ка, хлопушка, памперс, пустышка, котлета, компот, пожарный, торт, режет, огнетушитель, пакет, кисть, каска, рукав, ноты, краски, спички, бинт, сверлить, маска и др.

Дидактическая игра «НАЙТИ И ОБЕЗВРЕДИТЬ»
Цель: развивать умение ориен¬тироваться в пространстве; упраж¬нять детей в соотнесении изобра¬жения места нахождения предмета с символом; развивать умение клас-сифицировать предметы по разным видам опасности.
Игровые действия: поиск пред¬метов в разных местах, раскладыва¬ние в соответствующие коробки.
Игровые правила: найти игруш¬ку в соответствии с символом.
В. Откуда они могли появиться? Может, чужие люди приходили в наш сад? Что нам теперь делать с этими предметами? (Заберём с со¬бой, чтобы отдать )

Дидактическая игра «КАК ИЗБЕЖАТЬ НЕПРИЯТНОСТЕЙ?»
Цель: развивать умение класси¬фицировать и объяснять опасные и безопасные ситуации, изображён¬ные на картинках.
Игровые действия: кратко объ¬яснять сюжет картинки, его послед¬ствия.
Игровые правила: кратко и чётко описывать сюжетную кар¬тинку в соответствии с её изобра¬жением.

Дидактическая игра «СВЕТОФОР»
Цель: знакомить детей с сигналами светофора, закреплять знания о правилах движения по сигналам светофора.
Дети и взрослый рассматривают светофор, закрепляют значение цветов Затем взрослый предлагает одному из детей взять на себя роль светофора» и надеть нагрудный знак «светофор». Остальные Дети изображают машины и пешеходов, которые должны двигаться согласно сигналам светофора.

Дидактическая игра «ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ»
Цель: знакомить детей с запрещающими, предписывающими и некоторы¬ми предупреждающими знаками.
Варианты игры
«Разное среди общего» Детям предлагается разложить знаки по группам и рассказать, что они обозначают.
«Играем сами» Детям предлагаются карточки с разными дорожными ситуация¬ми. Ребята должны правильно подобрать дорожные знаки к картин¬кам, затем обосновать свой выбор.
«Улица города» Детям предлагается выступить в роли инспекторов ГАИ в новом городе, где необходимо расставить дорожные знаки, чтобы избежать дорожно-транспортных происшествий.

Дидактическая игра «ЧТОБЫ НЕ СЛУЧИЛОСЬ БЕДЫ»
Цель: знакомить детей с правилами поведения на утице, па дороге; за¬креплять знания о дорожных знаках.
Детям предлагается макет улицы с различными видами знаков и светофором, игрушки для обыгрывания ситуаций (переход улицы, поездка на автомобиле, прогулка по городу, велосипедная прогулка).

Дидактическая игра «ПЕРЕКРЁСТОК»
Цель: знакомить детей с таким местом на улице, как перекресток, с прави¬лами перехода на перекрестке (регулируемый и нерегулируемый); закреп¬лять знание дорожных знаков.
Детям предлагается макет перекрестка с различными знаками и све¬тофором. Взрослый объясняет, как надо переходить улицу на регули¬руемом и нерегулируемом перекрестке.

Дидактическая игра «ЦВЕТНЫЕ АВТОМОБИЛИ»
Цель: закреплять знания детей о Правилах дорожного движения через «вождение автомобилей» по специально подготовленной площадке; разви¬вать внимание и выдержку.
Дети размещаются вдоль стены комнаты или по краю площадки. Они — «автомобили». Каждому из играющих дается флажок како¬го-либо цвета (по желанию) или цветной круг, кольцо. Воспитатель стоит лицом к играющим в центре комнаты (площадки). Он держит в руке три цветных флажка.
Воспитатель поднимает флажок какого-нибудь цвета. Все дети, имеющие флажок этого цвета, бегут по площадке (соблюдая Правила дорожного движения, разметку, знаки), на ходу они гудят, подражая автомобилю. Когда воспитатель опустит флажок, дети останавлива¬ются и направляются каждый в свой «гараж». Затем воспитатель под-нимает флажок другого цвета, и игра возобновляется.
Воспитатель может поднимать один, два или все три флажка вмес¬те, и тогда все «автомобили» выезжают из своих «гаражей».
Воспитатель может заменить цветной сигнал словесным (напри¬мер, «Выезжают синие автомобили», «Синие автомобили возвращают¬ся домой.
Дидактическая игра «НАЙДИ СВОЙ ЗНАК»
Цель: закреплять полученные знания детей о различных видах дорож¬ных знаков.
Дети получают знаки (предупреждающие, информационные, ука¬зательные, запрещающие) и группируются по 4 — 6 человек в разных углах комнаты. В каждом воспитатель ставит на подставке геометрически фигуры (круг, квадрат, треугольник) По сигналу воспитателя «Знаки разбежались» Дети расходятся по площадке группками или в одиночку. По новому сигналу «Найди свой знак» дети бегут к фигуре соответствующей по форме знаку.
Вариант игры. Когда дети хорошо усвоят игру, воспитатель предлагает им во время «прогулки» остановиться и закрыть глаза. В это время педагог переставляет фигуры. По слову «Домой» дети открывают глаза, находят знак и бегут к нему. Воспитатель отмечает, какая группа собралась быстрее других.

Дидактическая игра «ТРАМВАЙ»
Цель: закреплять знания о сигналах светофора, правилах поведения в общественном транспорте.
Дети стоят вдоль стены комнаты или стороны площадки в колонне парами, держа друг друга за руки. Свободными руками они держатся за шнур, концы которого связаны? Воспитатель находится в одном из углов комнаты и держит в руке три цветных флажка—жёлтый, красный, зелёный. Воспитатель поднимает флажок зелёного цвета, дети бегут «трамвай» движется. Добежав до воспитателя, дети смотрят не сменился ли цвет флажка: если поднят зелёный флажок, движение продолжается; если появился жёлтый или красный флажок дети останавливаются и ждут, когда появится зеленый.
Если желающих много, можно сделать остановку на которой сидят дети и ждут прибытия трамвая. Подъезжая к остановке, «трамвай» замедляет ход и останавливается, одни пассажиры выходят, другие входят. Воспитатель поднимает зелёный флажок: «Поехали!»
Если детям более знаком автобус или троллейбус, можно заменить трамвай этими видами транспорта.

Дидактическая игра «ВОРОБЫШКИ И АВТОМОБИЛЬ»
Цель: закреплять полученные знания о Правилах дорожного движения.
Границы площадки очерчиваются или отмечаются флажками. На одном конце площадки размещаются на стульях или скамейках «воробушки». На другом конце обозначается место для автомобиля (гараж) «Воробушки» вылетают из гнезда — говорит воспитатель: дети спрыгивают со скамеек, и начинают бегать в разных направлениях, подняв руки в стороны, прыгают на двух ногах. Раздаётся гудок, и появляются «автомобили» (назначенные дети). «Воробушки» пугаются и улетают в гнезда (при этом каждый занимает свое мес¬то). «Автомобили» возвращаются в гараж. Игра повторяется с дру¬гими «автомобилями».
Детям, изображающих автомобили, можно предложить руль. Воспи¬татель следит, чтобы дети не убегали за границы площадки, а «автомоби¬ли» соблюдали Правила дорожного движения (разметку дороги, знаки).
В игру можно ввести «клевание зернышек». Воспитатель говорит: «Птички захотели есть и стали клевать зерна». При этих словах дети присаживаются на корточки и стучат пальцами об пол или о землю.
Просмотров: 26 | Добавил: det-sad-sun | Рейтинг: 0.0/0
Рекламный код